1 апреля 2020 г.

Играем - развиваемся

"Игры с ребенком для развития слухового восприятия"

Слуховое восприятие - это умение различать разнообразные звуки по их основным характеристикам: силе, громкости, высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - особенность, без которой невозможно слушать и понимать речь. 

  Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается слуховое восприятие окружающих звуков (развивается физический слух), с другой - восприятие звуков человеческой речи (развивается фонематический слух). Способность воспринимать и вслушиваться в звуки не всегда возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре. 




Развитие неречевого (физического) слуха

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки. Задача взрослых: помочь малышу уловить и сосредоточиться на каком-то звуке, помочь распознать и выделить его среди других шумов. Дети способны распознавать звуки природы (шум дождя, ветра,журчание воды, шелест листьев и пр.); звуки, издаваемые разными животными; транспортные звуки; звуки игрушек и музыкальных инструментов; могут различать музыку. Обращайте внимание ребенка на все, что слышите:  шум дождя, лай собаки, пение птицы, звук проезжающего трактора, жужжание мухи... Предлагайте ребенку угадать, что за звук он слышит.


Игры с детьми:

  •    "Послушай и угадай"                                              
Использовать аудиозапись разных шумов и картинки этих звучащих объектов (или  реальные предметы). Сначала взрослый предлагает послушать звук, а затем показывает звучащий объект. (например, транспорт, явления природы, животные, бытовые приборы и т.д.) Когда малыш запомнил тот или иной звук, можно предложить выбрать из нескольких предложенных картинок подходящую (например,слушаем  шум самолета, а картинки: самолет, поезд, автомобиль)
  • "Звуки дома"
В эту игру лучше играть, когда малыш уже знаком со звуками  домашних предметов, бытовых приборов. Взрослый предлагает найти объекты в доме, которые звенят (ключи), свистят, шипят (чайник), тикают (часы), жужжат (муха) и т.д.

  • "Угадай, кто?"
Можно  использовать аудиозапись голосов животных, либо использовать звукоподражание (изобразить голосом звуки, издаваемые животными)
Взрослый прячет картинку или игрушку животного. Включает аудиозапись или подражает животному голосом. Предлагает ребенку угадать, кто спрятался.
  • "Угадай, что звучит"
Игра с музыкальными инструментами. Сначала необходимо познакомить с доступными инструментами, показать, как они звучат, дать поиграть ребенку. Знакомить поочередно, сначала с одним, затем с другим и так далее.  Взрослый за ширмой издает звуки на одном из музыкальных инструментов (можно игрушечном: барабан, дудочка,металлофон, колокольчик, бубен, трещетки и пр.) Предлагает ребенку угадать, что звучит. Затем  можно поменяться и предложить малышу поиграть на муз. инструменте, а взрослый пробует  угадать.
Включайте ребенку инструментальную, классическую музыку. Слушайте детские песни, народные мотивы. Пойте и танцуйте вместе.
  • "Найди такую же коробочку"
Наполнить одинаковые непрозрачные коробки, банки или бутылки разными материалами: крупы, пуговки, камни. При тряске они будут издавать звук.  Емкости должны быть разными и одинаковыми по звучанию. Начинать знакомство  с одной коробочки. Привлечь малыша необычным звуком, вместе поиграть, потрясти, заглянуть внутрь, а затем предложить найти такую же по звучанию из других вариантов (два -три, не больше). Позднее можно увеличивать количество звучащих коробочек, находить пару или лишнюю коробку.
С помощью звучащих коробочек можно играть в шумовой оркестр. Взрослый играет простой ритм, малыш повторяет. Играют вместе. Потом замолчали. Снова играют.
  • "Шагаем, танцуем"
Взрослый предлагает малышу поиграть, используя два муз. инструмента (например, барабан и дудочку). Когда играет барабан, ребенок шагает, когда звучит дудочка, танцует, кружится. Взрослый играет и одновременно выполняет движения с ребенком.
  •  "Тихо, громко" "Быстро, медленно"
Для игры можно использовать любой муз. инструмент, звучащий предмет, хлопать в ладоши или топать. Взрослый предлагает ребенку повторять движения за ним, комментируя: "Тихо, громко" Играет (хлопает, топает) сначала тихо, затем громко. Когда ребенок усвоит правила игры,  можно предложить ему определить на слух: тихо или громко? Взрослый издает звуки, спрятавшись за ширмой, ребенок угадывает.
В игру "Быстро, медленно" играть так же, как в "Тихо, громко"

Развитие речевого (фонематического) слуха

Речевой слух - это способность улавливать и различать звуки родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков - слова, фразы,тексты. Речевой слух , как и неречевой, необходимо развивать с рождения. Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. Необходимо постоянно обогащать словарный запас малыша (пусть даже он еще не говорит сам): читайте, разговаривайте грамотно, четко проговаривая слова, не сюсюкая и не искажая речь. Проговаривайте  с малышом всё, что вы видите и делаете. Максимально ограничивайте ребенку просмотр  телевизора, игры в гаджеты.  Обогащайте кругозор ребенка, знакомьте с новыми предметами, явлениями, дайте возможность общаться с другими людьми.


  • "Кто как кричит?"
Эта  игра развивает речевой и неречевой слух. Для развития речевого слуха лучше использовать звукоподражание. Лучше  использовать игрушки или картинки животных. Взрослый, спрятав игрушки или картинку с животным, может подражать ему, издавая разные звуки, а ребенок угадывает.  Также можно обыгрывать различные игровые ситуации с использованием звукоподражания: "Мама курочка зовет цыплят, а цыплята ей отвечают ", "Кошка просит молочка", "Собака увидела кошку и залаяла" и т.д. Необходимо побуждать малыша участвовать в игре,издавать звуки "Как лает собачка?", "Как пищит цыпленок?"

  • "Найди картинку"
Игра на умение понимать и дифференцировать слова. Используются парные картинки.
Взрослый выкладывает на столе несколько картинок, пары оставляет у себя. Называет одну из картинок и предлагает малышу найти  и показать её. Если ребенок находит нужную карточку, взрослый повторяет слово и кладет на неё пару. Побуждает ребенка повторить слово.
С детьми 2- 3 лет можно играть в игру по принципу лото. Выигрывает тот, кто быстрее собрал все пары.

  • "Найди и покажи"
Взрослый называет предмет и просит ребенка найти и показать его. Если ребенок затрудняется, то ищут вместе. это могут быть предметы в доме, на прогулке, игрушки и пр. Название найденного предмета предложить проговорить ребенку, затем вместе. (например: "Что это? Правильно.Это мячик")

  • "Поручения"
Взрослый просит ребенка выполнить посильное для него действие. Например: "Принеси мне, пожалуйста, большой трактор"; "Положи книжку на полочку" и т.д.
  • "Смотри и слушай!" 
Взрослый показывает и называет предметы (картинки), знакомые ребенку. Заранее обговариваются правила: "Если я говорю правильно, то ты хлопаешь, если говорю неправильно - топаешь" (можно кивать и мотать головой). Ребенок смотрит и внимательно слушает. Взрослый чередует правильные названия с неправильными, по необходимости, помогает ребенку, подсказывает. В конце, обязательно повторить правильный ответ.  Например: показывает самолет, а называет поезд.  Взрослый: "Конечно, ты прав! Это не поезд, это самолет!"


ЭТО ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ. СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ПОЛЕЗНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО И НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА. 
ПОМНИТЕ!!!  
ИГРЫ - ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯТСЯ НЕ БОЛЕЕ 10 МИНУТ! 
ИГРА  ПРИНЕСЕТ ПОЛЬЗУ, ЕСЛИ БУДЕТ ИНТЕРЕСНА МАЛЫШУ. ИГРАЙТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий