14 января 2020 г.

Консультация для родителей

«Интеллект на кончиках пальцев»


Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Появляясь на свет, ребенок начинает активно знакомиться с окружающим миром. Слушает, смотрит, пробует, ощущает, трогает.


Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить. Учеными доказано особое значение развития моторики рук и пальцев, её связь с уровнем развития мышления ребенка.

Малышу нужно играть не только с пластмассовыми игрушками, но и с самыми разными предметами. Необходимо следить лишь за тем, чтобы они были чистыми и не имели острых граней или мелких, легко отламывающихся деталей, которые кроха может нечаянно проглотить. Пусть юный исследователь пощупает предметы различной фактуры, например, мягкий коврик, полированный стол, шершавую стену. Пусть он прикоснется ко всем доступным ему материалам: к мягкой маминой одежде, к пористой губке, к колючей еловой ветке, к шелковистой траве и к прохладному гладкому зеркалу. Кстати, это можно делать не только ручками, но и ножками.



Что ребёнок может различать с помощью пальчиков:


1. Температура: тёплое, горячее, холодное.

2. Плотность предметов: мягкое, твёрдое.

3. Гибкость материалов: монолитное – пластичное, гибкое – сыпучее.

4. Структура поверхности: гладкое, шершавое, липкое, неровное, колючее, острое, дырявое, пушистое, скользкое и т. д.

5. Степень влажности: мокрое, влажное, сухое.

6. Форма: округлое (круглое, овальное), угловатое (квадратное, прямоугольное).

7. Вес (примерный): тяжелое, лёгкое.



Развиваем мелкую моторику рук с помощью:


  •  Массажа рук
  •  Пальчиковых и жестовых игр
  •  Игр с различными предметами и материалами, игрушками
  •  Игр с продуктами
  •  Творчества
  •  Развития самостоятельности в одевании и раздевании


Массаж рук:

  •  Поглаживание детской ладони и пальчиков, пощипывание, нажатия
  • Гимнастика для пальчиков – сгибание и разгибание пальчиков
  •  «Крутись, карандаш»: катать карандаш между ладонями, катать ладонью и пальчиками карандаш по столу
  • Игры с массажными мячиками: «Спрячь в ладошке», «Сожми и разожми мячик», «Прокати мячик»
  •  Гречневый массажер: перебирание и пересыпание крупы.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики.

ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ ТОЛЬКО ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ ВЗРОСЛЫХ!

1. «Сенсорная книжка». Книжка, которую малыш будет не только рассматривать, но и трогать.

Можно сделать книжку своими руками. Каждая страничка – это разные материалы: мех, такни, бумага, можно наклеить семена, зерна, бусины, стразы.



2. «Чудесный мешочек». В тканевый мешочек спрятать предметы узнаваемой формы (шар, куб, брусок, знакомую мягкую игрушку, пакетик, карандашик и т.д.) Ребёнок сначала обследует предметы без мешочка, а затем пробует определить на ощупь предметы в мешке.

3. Игры с прищепками. «Постирушки» - ребенок с помощью прищепок развешивает платочки на веревочке. « Укрась цветочек, солнышко» Можно использовать прищепки как лучики у солнца, лепестки у цветка, хвостик петушка и тд. Прикреплять на заготовленную основу из картона.

4. «Накорми мышку» В прозрачную емкость с крышкой поместить игрушку. Сделать в крышке небольшую прорезь. Ребенок должен опустить фасоль, горошинку в емкость, чтобы накормить «питомца»

5. «Пирамидка из крышечек» Пластиковые крышки можно использовать в разных играх. Например, строить из них башню, дорожку, заборчик. Или выкладывать из крышек разные узоры.

6. Игры с бумагой «Покорми птичку» Вместе с ребенком порвать салфетку, бумагу на маленькие кусочки. Это «хлебушек», которым надо покормить птичек. Малыш кормит игрушечную птичку кормом из кусочков бумаги.

«Бумажные снежки» Смять вместе с ребёнком ненужные листы бумаги в комочки. И поиграть в снежки.

7. «Нарядные пальчики». Предложите малышу нарядить пальчики. На каждый палец нужно надеть нарядную резинку.

8. «Сортировка бус». Бусины перемешались. Предложите ребенку разобрать бусы по цветы, размеру. Можно попробовать вместе надеть бусины на нитку.

9. Игры с нитками, шнурками. Играйте с ребенком в «Шнуровку», также можно выкладывать из ниток разные узоры, дорожки, круги. «Распутай котенка» Взрослый заматывает толстой ниткой, веревочкой игрушку котенка. Попросите ребенка «распутать» котенка.

10. Игры с коробками. Дети любят складывать и доставать содержимое из разных емкостей.

«Коробка в коробке» Подберите разные по размеру коробки и вложите друг в друга. Предложите ребёнку достать все коробки, а затем спрятать одну в другую. Также в разные коробки можно складывать и прятать различные предметы, например, игрушечного жука малыш может прятать в спичечный коробок.

Развивайте мелкую моторику ребенка в повседневной деятельности, пусть малыш помогает вам в быту, приучайте к самостоятельности в одевании и раздевании. Очень полезны лепка и рисование, игры с водой и сыпучими материалами.
Игр на развитие мелкой моторики огромное множество. Не обязательно покупать готовые игры, ведь их можно сделать из подручных материалов. 
Главное, ваша фантазия и желание ребёнка!


Комментариев нет:

Отправить комментарий