3 октября 2022 г.

Консультация для родителей

 Средний дошкольный возраст, - какой он?

Возраст 4 — 5 лет справедливо называют средним дошкольным. Это период относительного затишья, эмоционального благополучия ребенка. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные старшим  дошкольникам: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни.

Вместе с тем остаются и черты младших дошкольников - неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность, увлеченность игрой и игровыми ситуациями.

То есть это переходный период. Ребенку всё также нужны ваша любовь и внимание,  нужно ему помочь благополучно перейти на следующий этап дошкольного детства.

Обратите внимание, что в 4-5 лет все недостатки воспитания у ребенка постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем сможет разве что психотерапевт. Не упустите из внимания данную особенность!

Итак, на что же нужно обратить внимание?

1.     Я сам!

Помните, в три года мы часто слышали от своего ребенка: Я сам? Это характеризовало его возраст, кризис трех лет. И если тогда вы не подавили в нем это естественное желание что – то делать самому, то сейчас у вас вполне самостоятельный и уверенный ребенок. Он по-прежнему стремиться к самостоятельности и при этом не нуждается в постоянной помощи и опеке. Открыто заявляет о своих правах и пытается установить свои правила. Это норма. Ваша помощь заключается в том, чтобы поощрять самостоятельность, но при этом устанавливать границы дозволенного, чтобы обеспечить его безопасность, и не провоцировать конфликты.

Сейчас очень хорошее время для воспитания трудолюбия, аккуратности, исполнительности. Давайте поручения по дому, ребенок должен иметь свои небольшие обязанности. 


2.     Страна фантазий и монстры под кроватью



Как вы думаете, о чем пойдет здесь речь? Одно из важнейших новообразований этого возраста – это активное развитие воображения.

Ребенок живет в своем придуманном мире сказок, создает целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.

Мир фантазий важен и нужен ребенку для его дальнейшего развития, развития образного мышления, воображения, творческих способностей. Поэтому, погружение ребенка в придуманную им ситуацию – это норма.

Помогайте ребенку развивать воображение. Для этого расширяйте его кругозор: читайте, рассказывайте интересные истории, путешествуйте, ходите на экскурсии, спектакли. Вместе придумывайте сказки, развивайте сюжет ребенка. Например: играя в привычного для ребенка доктора, познакомьте с новыми игровыми ситуациями. Например, зайчик сломал лапку и ему нужно сделать рентген. Или, рисуя привычную картину, предложите добавить сказочных животных, необычные цветы, летающие автомобили и пр.

Но вместе с развитием воображения у ребенка, развиваются и различные страхи и кошмары. Средний возраст – это время, когда ребенок начинает бояться не только конкретных объектов – собаки, высоты, прививки, но и фантазий (монстров, привидений). Дети очень впечатлительны и доверчивы, поэтому стоит оградить их от  сомнительных историй, персонажей, игрушек.

Следите внимательно за тем, что смотрит малыш по ТВ и в сети интернет. Не смейтесь и не отмахивайтесь от детских страхов. Это серьезно. Нужно поддерживать ребенка и каждый раз спокойно объяснять ситуацию, чтобы развеять детский страх. Можно даже придумать добрую историю, в которой страх ребенка развеется сам.

 

3.     Что такое хорошо? Что такое плохо?




В среднем возрасте происходит понимание ребенком основных нравственных и этических норм. Это уже не маленький  годовалый сорванец, над проказами которого смеются и умиляются. Дети 4 -5 лет уже достаточно хорошо должны усвоить правила поведения. У них происходит осознание плохих и хороших поступков, дети учатся эмпатии, сопереживанию.

Главным стимулом к хорошим поступкам должен стать не страх наказания, а одобрение взрослыми и положительные эмоции, радость других людей, сверстников. То есть, ребенок  не будет отбирать игрушку у сверстника, потому что понимает - это делать нельзя, потому что его друг расстроится, заплачет.

Помощь родителей в этот период заключается в том, чтобы закрепить у ребенка правильную модель поведения. Знать правила этикета. Знать и употреблять вежливые слова.

 Не отбирать, а спросить. Не перебивать, а дослушать до конца. Говорить спокойно, не кричать. Оказывать помощь другим. И т.д.

Помните, ребенок копирует поведение своих родителей, проецирует все, что происходит дома в общении со сверстниками. Когда ребенок проявляет агрессию, криклив, неприветлив, употребляет бранные слова – это идет из семьи.

Будьте очень внимательны к любой критике в отношении ребенка, так как он очень восприимчив и всё понимает. Не оскорбляйте и не унижайте его, обращайте внимание на конкретный поступок. При этом не допускайте попустительского отношения, пресекайте любые проявления жестокости, грубости со стороны ребенка. Учите решать конфликты, договариваться.   

 

4.     Я, ты, мы…



Средний возраст – это время зарождения первого детского коллектива, детского сообщества. Круг общения  ребенка уже не ограничивается только семьей. Кругозор ребенка становится все шире, появляются новые люди, взрослые и сверстники. И здесь происходит осознание ребенком своего места. Кто я? Какой я? Мое место среди других?

Ребенку становится важным признание со стороны  сверстников, он хочет быть как все. Искренне расстраивается, если происходят ссоры и конфликты, если его не принимают в игру, не выбрали водящим, не хотят дружить.

И тут есть определенное противоречие. Дети хотят общаться и играть вместе, но пока еще недостаточно владеют коммуникативными навыками, у них выражен эгоцентризм (а я хочу вот так и никак иначе!), им сложно договориться. Поэтому дети часто ссорятся, совместные игры длятся недолго. И здесь главная у нас с вами задача, помочь ребятам выстроить дружественные взаимоотношения.

В детском саду ведется целенаправленная работа по созданию дружного коллектива, будем учиться действовать вместе, сотрудничать, договариваться.

Вы тоже должны помочь ребенку стать частью группы, научить его дружить со сверстниками . Для этого, вспоминаем пункт "Что такое хорошо? Что такое плохо?", где говорится о поведении, этикете, морали.

Также нельзя осуждать и обсуждать в негативном ключе одногруппников вашего ребенка.

Если малыш пришел с жалобой: что -  то не поделил, поссорился, - не спешите, обвинять кого - то, настраивать на дальнейший конфликт. Внимательно выслушайте, выскажите слова поддержки без оценки кого – либо и предложите  пути решения проблемы

Например, не взяли в игру. Нужно сказать, конечно, это обидно, когда не берут в игру. Наверное, у них не осталось свободного  места для тебя. Но ты можешь найти и других ребят, они с удовольствием с тобой поиграют.

Не поощряйте развитие чувства превосходства  над другими, дети должны быть наравне. Нет тех, кто умнее всех, красивее, лучше..

Ты самый лучший для меня, а Петя самый лучший для своей мамы.

Таким образом, многое зависит от нас, взрослых. Нужно стремиться, чтобы дети не сразу бежали жаловаться взрослому, а сначала попробовали решить проблему сами.

Ссоры из - за игрушек. Игрушки должны объединять и примирять, а не ссорить. Для этого объясните, что чужое брать без спроса нельзя. Если игрушка общая, надо договариваться, играть по очереди, отбирать тоже нельзя.  По игрушкам давайте с вами договоримся. От мягких игрушек мы отказываемся, так как негигиенично и нефункционально, дети ими не играют. Игрушка должна быть развивающая и объединяющая. Прежде чем дать игрушку в сад, подумайте, сможет ли он играть ею с друзьями? Будет ли делиться? Если нет, то не стоит носить.

Страшные маски, оружие, опасные и мелкие тоже нельзя.

+ пример: мальчик принес машинки для себя и друга. Играют вместе

- пример: мальчик принес маленького робота, никому не хочет показывать, но и сам не играет.

Можно проводить день игрушек в детском саду. Когда дети смогут приносить в сад свою любимую или новую игрушку.  Мы будем их рассматривать, играть, делиться.

И помните, мы не несем ответственность за сохранность игрушек, принесенных детьми!

5.     Учимся или играем?



Как бы вы ответили на этот вопрос? Конечно, играем! У детей 4-5 лет происходит расцвет игровой деятельности. Сюжетная игра становится богаче, дети знают много подвижных игр,  умеют играть в настольные, творческие  и строительные игры. Главное здесь, создать условия, разнообразить и  усложнять. Не нужно покупать множество новых игрушек, важнее научить с ними играть. Игра становится осознанной, длительной. Здесь важно, не заменять свободную игровую деятельность  на гаджеты и учебу, кружки и секции.

Многие родители в этот период начинают усиленно погружать ребенка в учебу (буквы, счет, чтение). Здесь нужно быть очень аккуратным. Во первых есть вероятность, что научите неправильно. А во - вторых, переутомите  ребенка.  Гораздо важнее научить его правильно держать ножницы и карандаш, как можно больше рисовать, лепить и вырезать. Это очень  нужные навыки. Учите не буквы, а развивайте умение слышать звуки в словах. Не просто знакомьте с цифрами, а с количеством. Еще одно важное умение – это умение сосредоточиться, слышать инструкцию, выполнять правила. Здесь помогут различные настольные игры.  

4-5 лет — оптимальное время для начала посещения спортивных секций. В этот период, ребенок нуждается в физической активности. Занятия спортом помогут выплеснуть эмоции, и сделают малыша более спокойным.


Рекомендации психологов по воспитанию детей 4-5 лет:

1.     Метод похвалы. Замечайте даже незначительные достижения малыша, и восхищайтесь ими. Так вы повышаете самооценку крохи.

2.     Никакой критики. Если малыш пришел к неправильному выводу, не высмеивайте и не ругайте. Постарайтесь деликатно подтолкнуть его к корректным умозаключениям, задавая наводящие вопросы: «Ты правда так считаешь? А помнишь, мы читали/видели в фильме?». Так ребенок сам исправит ошибку, не травмируя собственную психику.

3.     Пояснения. В возрасте 4-5 лет детей пора обучать нормам этикета. При появлении ошибок, не просто указывайте на проблему. Рассказывайте, как поступить правильно.

4.     Будьте внимательны к настроению малыша. В 4-5 лет дети часто замыкаются в себе и грустят. Не стоит оставлять их наедине с негативными эмоциями. Уточните: почему крохе грустно, и постарайтесь его отвлечь. Для этого предложите поиграть, сходить на прогулку или устройте веселую дискотеку.

5.     Правильная постановка просьб и замечаний. Если вы хотите исправить поведение малыша, не спрашивайте его: «Почему ты плохо себя ведешь». Поверьте, ребенок и сам не знает. Вместо этого, просите его поступить иначе, давая четкие рекомендации.

6.     Социальная жизнь. Старайтесь ходить с ребенком в кафе, кинотеатры и театры. Приобщайте малыша к увлекательному досугу.

7.     Родители — главный пример. Следите за собственным поведением. Ведь дети копируют привычки пап и мам.

 

 


 



 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий