Сенсорные игры
период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются
основы здоровья и интеллекта малыша.
Одним из важнейших направлений развития ребенка является формирование его восприятия, сенсорных способностей.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от
того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Все другие формы: запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Таким образом, одна из важнейших задач раннего развития – это создание условий для формирования сенсорных способностей детей. Прежде всего, необходимо создать насыщенную предметно – развивающую среду, нужно предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений.
И конечно, значительное место здесь занимают развивающие игры.
В процессе игровой деятельности закладываются основы дальнейшего формирования начальных математических представлений детей , формируется восприятие окружающей предметной среды, дети узнают о свойствах предметов. Дидактические игры, пособия, игрушки создают условия для развития слухового, зрительного, осязательного восприятия.
Сейчас, в магазинах можно найти игры на любой вкус. Но зачастую, игра сделанная своими руками привлекательнее и полезнее для ребенка. Замечательно, если малыш помогает вам в изготовлении игры или наблюдает за процессом её создания.
В детском саду практика создания игр своими руками активно используется. Педагогам активно помогают дети и родители. А самодельные игры занимают достойное место в игровых центрах.
Существует множество игр, направленных на развитие сенсорных эталонов детей:
- игры на различение и соотнесение предметов по цвету (например, "Подбери по цвету")
- игры на различение и соотнесение предметов по форме (например, игры - вкладыши, сортеры)
Дети знакомятся с основными геометрическими формами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и телами (шар, куб, цилиндр, "кирпичик", призма - "крыша"). В процессе игр со строительным материалом и дидактических игр малыши соотносят, выделяют простые формы, учатся различать геометрические тела на ощупь. Прикладывают и сравнивают плоскостные фигуры, выкладывают простые геометрические предметные картинки (например, из треугольника и квадратов - дом)
- игры на различение и соотнесение предметов по величине (например, матрешки, одноцветные пирамидки и пр.)
- игры, направленные на знакомство и различение различных звуков ("Что звучит?")
В процессе игр со звучащими предметами и игрушками дети знакомятся с многообразием звуков, учатся их различать, сравнивать. Определяют громкость (тихо - громко), темп (быстро - медленно). Пробуют воспроизводить звуки с помощью различных предметов.
- игры, направленные развитие тактильных ощущений, мелкой моторики (например, "Сенсорные коробки", "Волшебный мешочек", игры с нанизыванием и пр. )
Сенсорные игры помогают ребенку ощутить фактуру, свойства поверхности, сравнить свои ощущения от прикосновения к тому или иному предмету. Дети различают теплое и холодное, мокрое и сухое, гладкое и шершавое (колючее, бугристое), твердое и мягкое.
Также существует огромное количество игр, направленных на развитие координации движений рук, мелкой моторики рук. Эти игры активизируют работу всех психических процессов мозга.
- развивающие игры и игрушки, направленные на комплексное сенсорное развитие (например, цветные пирамидки, сортеры на цвет и форму и др.)
Большинство дидактических игр и пособий способствуют формированию нескольких сенсорных эталонов одновременно. Так, нанизывая шарики, происходит развитие мелкой моторики, формируется цветовое восприятие, восприятие формы (шар).
Малышам очень нравятся такие игры
ОтветитьУдалить