20 октября 2019 г.

Методическая копилка


Методическая разработка

(кружковая работа)

 «Путешествие в шахматное королевство».

Знакомство детей 6-7 лет с игрой в шахматы.







Пояснительная записка.

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка.   Именно в это время ребёнок социализируется, овладевает речью, активно развиваются все его психические процессы. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе.

Но зачастую, придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Не у всех сформированы необходимые учебные навыки.
 Чтобы помочь выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами.

Шахматы  - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Игра в шахматы развивает наглядно – образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца.

Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А.Карпов-в 4 года, Г.Каспаров, Р.Фишер, Ю.Балашов в 6 лет, А.Алёхин, М.Таль-7 лет).

Таким образом, знакомство детей 6-7 лет с шахматами не только оказывает развивающее значение, но и позволяет будущему школьнику приобрести   необходимые учебные навыки.


Программа работы по интересам рассчитана на 1 год (1 занятие в неделю), разработана на основе издания дополнительного образования «Шахматы.  Полный курс для детей» автор Сухин И.Г.

Цель:
 вызвать  интерес детей к игре в шахматы, обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей 6-7 лет.
Задачи:

  1. Дать представление детям о правилах игры в шахматы.
  2. Вызвать интерес к игре в шахматы.
  3. Учить ориентироваться на плоскости, активизировать мыслительную деятельность, развивать логическое мышление,память.
  4. Способствовать развитию сообразительности, находчивости, усидчивости, познавательной активности, инициативности.

Критерии сравнительной диагностики по уровням усвоения шахматной грамоты у детей подготовительной к школе группы


Высокий уровень – устойчивый интерес  к игре, умение решать шахматные этюды, владеют основными правилами игры в шахматы, играют самостоятельно, принимают участие в турнирах.
Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.


Средний уровень  устойчивый интерес к игре, знают основные правила игры в шахматы, могут применять их при игре, пользуются  частично помощью взрослого (педагога).

Низкий уровень – знают основные понятия игры в шахматы,  но интереса к игре не проявляют, игра носит эпизодический характер.



Комментариев нет:

Отправить комментарий