10 апреля 2019 г.

Статья



Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с народными промыслами.

«Опыт народа в деле воспитания есть 

драгоценное наследие для всех». 

К.Д. Ушинский


Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях является учет региональных особенностей, приобщение детей к национально – культурной принадлежности. Это вызывает необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, условий, помогающих, осуществлять патриотическое воспитание детей, приобщать их к культуре родного края.

Одним из направлений регионального компонента основной образовательной программы нашего детского сада является расширение представлений детей о родном крае, городе, знакомство с Вятскими промыслами, декоративно-прикладным искусством Вятки.

Приобщение детей к культуре родного края, воспитание патриотизма и уважения к труду – это важные и актуальные направления в воспитательно-образовательной работе.

Выдающиеся общественные деятели, писатели, педагоги отмечают, что народная культура близка детям. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа.

Для приобщения ребенка к культуре родного края используются различные средства. Одним из доступных и понятных для дошкольников способов является приобщение к культуре через знакомство с народными промыслами и ремеслами. На необходимость и значение использования народного творчества своей местности в образовании указывали как педагоги прошлого (Я.А. Коненский, К.Д. Ушинский, Е.Водовозова, Е. Тихонова), так и современные исследователи (А.П. Усова, Н.Ф. Виноградова, Т.Г.Казакова, З.А.Богатаева и др.).

А.П.Усова подчеркивала, что в любом уголке России есть народное творчество, но в практике воспитания близкое и родное почти не используется. Это утверждение актуально и сегодня.

Целесообразно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа и родного края. Большая часть народной культуры тесно связана с народными промыслами.

Кировская область во все времена славилась разнообразием и самобытностью ремесел. В начале 20 века Вятская губерния занимала первое место в России по числу кустарей. Секретами ремесла овладевали в детстве, их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение. В настоящее время в Кировской области развивается более 10 видов народных промыслов.

Одной из задач по патриотическому воспитанию дошкольников является развитие интереса к традициям и промыслам родного края. Но в современных условиях дети редко сталкиваются с предметами народного творчества, обучение носит лишь ознакомительный характер. Зачастую наглядность ограничивается лишь изображением предметов декоративно – прикладного искусства на картинках, в книгах. А знакомству с разнообразием промыслов Вятки уделено недостаточно внимания и времени.

Поэтому возникла необходимость в разработке системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с промыслами Вятки и её реализации в условиях ДОУ. Был составлен перспективный план, разработаны авторские конспекты различных видов деятельности с детьми, продумано взаимодействие с родителями и межведомственое взаимодействие. Работа по приобщению детей к культуре родного края проводилась в форме творческих мастерских, организации выставок и мини-музеев изделий декоративно – прикладного творчества.

Ведущей идеей моего опыта стала разработка тематического плана с учетом особенностей и разнообразия промыслов Кировской области, и в частности, г. Слободского. Также идеей изменений стало использование в работе информационно- коммуникативных технологий, большого объема наглядности, использование исследовательского метода, активного включения в деятельность детей, направленного на эмоциональное восприятие увиденного, на создание интереса и положительных эмоций у детей.

Народное декоративно-прикладное искусство, знакомство с предметами творчества мастеров - ремесленников – одно из средств эстетического воспитания. Оно помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому оно способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

Работа по ознакомлению детей с народными промыслами Вятского края велась по трем основным направлениям.

Первое направление – «Металл и глина». В него вошло ознакомительное вводное занятие «Путешествие по народным промыслам», где дети получили начальные представления о многообразии промыслов Вятки. С помощью ИКТ они попали в удивительный мир народных ремесел, посетили с виртуальной экскурсией различные мастерские, увидели, как работают мастера ремесленники. А затем с помощью детей и родителей была организована выставка предметов народного творчества «Мастера и мастерицы моей семьи», где семьи поделились своими умениями и талантами в вязании, шитье, резьбе по дереву, вышивании и т.д.

Остальные занятия и совместная образовательная деятельность в первом блоке были направлены на знакомство детей с гончарным делом, работой кузнеца – ковкой металлов, с дымковской игрушкой. Задачи образовательной деятельности по теме «Металл и глина»: воспитание у детей уважения к труду; формирование эстетического восприятия окружающих предметов быта; развитие навыков в лепке и декоративном рисовании. Дети исследовали, сравнивали предметы декоративного искусства из металла и глины, опытным путем проверяли свойства этих материалов. В процессе познавательно – исследовательской совместной деятельности выяснили, как и кем создаются эти творческие изделия. Дети познакомились с дымковской игрушкой, придумали интересные узоры для дымковской росписи. Центр художественно – эстетического развития в группе пополнился выставкой дымковских игрушек «Эти чудные игрушки». В группе детского сада была организована гончарная мастерская, где ребята попробовали себя в роли мастеров гончарного дела, изготавливая и украшая поделки из глины. Итогом стало оформление выставки детского творчества – расписных изделий из глины.

Второе направление в работе по ознакомлению с промыслами Вятки – «Промыслы мастериц», было направлено на формирование начальных представлений детей о традиционных женских промыслах, рукоделии: о работе мастериц с мехом, нитками, тканями, пряжей. Задачами этого направления стало воспитание у детей уважения к труду, желание вызвать интерес к ручному труду, обучить умению видеть красоту в окружающих вещах, вызвать интерес к декоративно – прикладному искусству.

Совместно с семьями воспитанников в группе были организованы выставки «Вятское кружево», «Вот так вышивка!». Дети рисовали кружевные салфетки, сравнивали их с морозными узорами на стекле; овладели простыми приемами в вышивке. Дети выяснили, что означают и чем отличаются узоры, рисунки вышивки нашего края. В ходе познавательно – исследовательской деятельности узнали, почему Вятку называют «столицей меха», познакомились с профессией меховщик (скорняк).

Также, была организована нетрадиционная форма взаимодействия с родителями «гость группы». На познавательное занятие «Волшебный клубочек» была приглашена бабушка воспитанника, которая поделилась секретами вязания, показала детям вязаные изделия, провела интересную игру. Одно из занятий было посвящено лоскутному шитью, где дети в творческой мастерской способ аппликации разноцветных кусочков ткани создали красивое лоскутное одеяло.

Третье направление – «Дары леса», объединило в себе образовательную деятельность по ознакомлению детей с декоративными изделиями из дерева, бересты, соломки. Задачами данного направления также стало формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, воспитание уважения к труду, бережного отношения к «дарам леса», вызвать желание использовать полученные знания и умения в самостоятельной продуктивной деятельности. Дети посетили с экскурсией выставку изделий из дерева «Народные умельцы» в МБУК «Слободской музейно – выставочный центр».

В процессе опытно –экспериментальной деятельности познакомились со свойствами древесины, лозы, соломки, а в творческой мастерской изготовили простые поделки из этих материалов. С помощью ИКТ дети смогли увидеть процесс изготовления деревянных игрушек, наблюдали за работой резчика по дереву. В процессе изобразительной деятельности дети расписывали деревянную посуду и доски.

Итоговым мероприятием в реализации системы работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с промыслами Вятки стало развлечение «Вятские умельцы», где дети в форме увлекательного квеста показали на практике полученные знания о разнообразии народных промыслов. В игровой форме закрепили полученные знания и умения в области декоративно – прикладного искусства. В детском саду была организована ярмарка детских поделок, которую могли посетить все желающие.

В процессе организации образовательной деятельности по данной теме использовались различные формы, методы и приемы педагогического взаимодействия с детьми: экскурсии, наблюдения, опытно – экспериментальная, творческая деятельность, игры, развлечения и пр. Активно вовлекались семьи воспитанников, мы сотрудничали с музеем МБУК «Слободской музейно – выставочным центр», МКУ Библиотекой им. А. Грина, слободскими мастерами – ремесленниками. На память о приобретенном опыте в группе детского сада был создан альбом детских рисунков, пожеланий, впечатлений, фотографий детских поделок и различных мероприятий по теме.

Преимущество данного опыта в том, что в работе использовалась система деятельностного подхода, дети являлись активными участниками образовательного процесса, использовались проблемные ситуации. Воспитанники не только знакомились с народными промыслами Вятки, но и сами создавали свои творческие продукты.

Результаты показали, что дети в достаточной мере овладели знаниями о промыслах родного края, об особенностях видов декоративно-прикладного искусства Вятки. Что, в свою очередь, можно считать достижением результата в реализации одного из направлений по приобщению детей к культуре родного края.

                                                                             автор КРОПАЧЕВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА 




Комментариев нет:

Отправить комментарий