Игры
для развития речи ребёнка 5, 6 лет
Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение
словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома.
Дни недели
Количество играющих: 1-6 человек.
◈ Называйте дни недели, хлопая ладошами в
такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы
«прохлопываете».
◈ Вскоре дети увидят, что имеются дни на
четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и
четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).
◈ Хлопайте в ладоши, когда произносите:
«Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца,
суб-бо-та».
◈ Можете снова прохлопать в ладоши по
слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные —
воскресенье, понедельник), затем тихим голосом (двусложные — вторник, среда,
четверг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пятница, суббота).
Слушайте слова
◈ Выберите три слова на одну и ту же тему,
например, про деревню. Этими тремя словами могут быть «корова», «луг» и
«тыква». Придумайте какую-нибудь историю, используя эти три слова или прочтите
сказку. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз,
когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали.
◈ Эта игра становится особенно веселой,
если вы часто используете эти слова в истории.
Время рифмы
Количество играющих: 1-6 человек
◈ Скажите детям, что вы собираетесь
находить слова, которые рифмуются со словом «велосипед».
◈ Опишите рифмующееся слово и предоставьте
детям возможность угадать, что это за слово. Например: слово, которое рифмуется
со словом «велосипед», — это театральное представление, где красиво танцуют
(балет). Или: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это то, что
посылают бабушке в письме (привет).
◈ Придумайте другие варианты для рифмы.
Если я…
◈ Начните предложение со слов «Если я...».
Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:
♦ Если я полью цветы...
♦ Если я соберу свои игрушки...
♦ Если я выйду летом в пальто...
♦ Если я лягу спать в одежде...
♦ Если я открою в ванной кран с горячей водой...
◈ Затем можно продумать ответы на те же
ситуации, но с частицей «НЕ».
Яблочная эстафета
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: яблоки, спички.
◈ Игрокам вручают по яблоку, утыканному
одинаковым количеством спичек, головками наружу. Попросите детей вытаскивать по
очереди спичку и называть эпитеты к слову «яблоко» (румяное, наливное, золотое
и т. д.).
◈ Можно вспоминать сказки, где говорится о
яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.
Угадай сказку
◈ Ведущий говорит детям несколько слов (их
можно написать на бумаге). Нужно угадать, о какой сказке идет речь. Например:
♦ Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная
королева»).
♦ Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение («Дикие лебеди»).
♦ Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»).
◈ Можно увеличивать количество слов, пока
дети не догадаются, о какой сказке идет речь. Либо изменить порядок игры:
назвать сказку и попросить выбрать несколько слов, которые ее характеризуют.
Часть и целое
Количество играющих: 2-6 человек
Инвентарь: мяч
Вариант 1
◈ Ведущий становится перед играющими, в
руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом
деталь какого-либо предмета.
◈ Тот, кому брошен мяч, должен поймать его
и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим.
Например: крыло — самолет (или птица), лепесток — цветок, экран — телевизор и
т. д.
Вариант 2
◈ Ведущий, бросая мяч, говорит начальную
часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает
слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.
Кто больше?
◈ Попросите детей назвать как можно больше
слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше
подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.
◈ Можно помогать детям, описывая тот или
иной предмет.
Сказочные страны
Количество играющих: 1-6 человек
◈ Взрослый предлагает детям совершить
воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные люди.
◈ Вместе с детьми он называет разные
свойства стекла: оно прозрачное, хрупкое, его можно мыть, оно может быть
цветным и т. д.
◈ Исходя из этих признаков, дети с помощью
взрослого описывают, как живут стеклянные человечки.
◈ К этой игре взрослый должен хорошо подготовиться
и иметь список вопросов о жизни сказочных людей. Затем дети могут «переехать» в
пластилиновую, деревянную, проволочную страну и т. д.
Противоположности
◈ Попросите детей называть слова, обратные
по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий,
большой — маленький и т. д.
Говори наоборот
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: мяч.
Выучите с ребенком стихотворение:
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — «низко».
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — «близко».
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — «храбрец».
Теперь скажу «начало»,
А ты скажи — «конец».
◈ Предложите поиграть в антонимы. Вы,
бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое,
противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие
пары слов:
♦ веселый — грустный
♦ быстрый — медленный
♦ красивый — безобразный
♦ пустой — полный
♦ худой — толстый
♦ умный — глупый
♦ трудолюбивый — ленивый
♦ тяжелый — легкий
♦ белый — черный
♦ твердый — мягкий
♦ шершавый — гладкий и т. д.
Сто вопросов
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: 5-6 обычных, знакомых детям предметов (например: шишка,
яблоко, ложка, книга, ремень и т. д.), набор из 50-60 фишек.
◈ Игра проводится как соревнование.
Взрослый по очереди показывает детям предметы и просит задавать любые вопросы о
них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как
можно больше.
◈ За каждый заданный вопрос ребенок
получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Бессмыслица
◈ Расскажите детям о приставках типа не-,
полу-, анти-, супер-, микро-, макси-, архи- и т. п. Необходимо, чтобы дети
запомнили значение каждой приставки.
◈ Дети садятся в круг, для каждого ведущий
выбирает одну приставку. Затем он называет любое слово (собака, яблоко, тарелка
и т. д.) и просит детей, приставляя к нему свою приставку, рассказать, как
изменится то, что получило новое название. Например, как выглядит антисобака,
какой у нее характер, как она себя ведет и т. д.
Читаем по
губам
◈ Попробуйте научить ребенка читать по
губам.
◈ Старайтесь тщательно артикулировать
слова, произносить их четко, раздельно. Начните с ребенком диалог. Пусть он
говорит нормально, а вы постарайтесь отвечать тихо-тихо, четко артикулируя
слова губами.
Весёлый счёт
(произнеси правильно окончание)
Инвентарь:
мяч.
◈ Ведущий бросает мяч ребенку и произносит
сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в
ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять»
(или «шесть», «семь», «восемь»...).
◈ Сначала лучше называть существительные
по принципу сходства окончаний. Например:
♦
один стол — пять столов
♦
один заяц — пять зайцев
♦
один слон — пять слонов
♦
один палец — пять пальцев
♦
один шкаф — пять шкафов
♦
одно платье — пять платьев
♦
один гусь — пять гусей
♦
одна шапка — пять шапок
♦
один лебедь — пять лебедей
♦
одна перчатка — пять перчаток
♦
один журавль — пять журавлей
♦
одна банка — пять банок
♦
одна гайка — пять гаек
♦
одна рукавица — пять рукавиц
♦
одна майка — пять маек
♦
одна пуговица — пять пуговиц
◈ Возможен другой вариант. Бросая мяч,
ведущий может говорить: «У меня есть один стол», а ребенок отвечать: «А у меня
есть пять столов».
Хомячки
Артикуляционная
гимнастика. Количество играющих: 1-6 человек.
◈ Взрослый предлагает детям пройти 10-15
шагов с надутыми, как у хомяка, щечками. Для этого им надо сильно надуть щеки,
рот закрыть, дышать носом.
◈ Затем по сигналу дети должны хлопнуть
себя кулачками по щекам — выпустить воздух изо рта, сделать 15 шагов и снова
стать «хомячками» — надуть щеки.
◈ Повторить четыре - шесть раз.
Контролируйте осанку.
Раздувайся,
пузырь
Артикуляционная
гимнастика.
Количество
играющих: 3 — 6 человек.
◈ Дети стоят вплотную друг к другу,
взявшись за руки. Вместе с взрослыми дети говорят:
Раздувайся,
пузырь,
Раздувайся
большой,
Оставайся
такой,
Да
не лопайся.
◈ Произнося стихи, дети постепенно
расходятся и максимально расширяют круг, продолжая держаться за руки, надувают
щеки.
◈ После слов взрослого «Пузырь лопнул» все
дети опускают руки, хором говорят: «Хлоп!», хлопают руками по щекам и
присаживаются на корточки, произнося звук: «ш-ш-ш-ш». Затем игру можно
повторить.
Перышки
Артикуляционная
гимнастика.
Количество
играющих: 1-6 человек.
Инвентарь:
перышки (кусочки бумаги) по числу игроков.
◈ На стол на расстоянии примерно 10 см друг от
друга кладут несколько перышек.
◈ По сигналу ведущего дети подходят к
столу и, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают перышки.
◈ Выиграет тот, у кого перышки слетели
быстрее.
Остановите
звук
Артикуляционная
гимнастика.
Количество
играющих: 1-6 человек.
◈ Попросите детей выбрать какой-нибудь
звук, который они могут издавать (например, звуки, издаваемые любыми животными,
или смех, крик, топот и т. д.).
◈ Дети могут испускать этот звук некоторое
время, пока вы не дадите им условный сигнал.
Кот в мешке
Игра
учит правильной постановке вопросов.
Количество
играющих: 1 -6 человек.
Инвентарь:
мешок, любой предмет.
◈ Попросите детей определить содержимое
мешка. Они могут задавать ведущему различного рода вопросы, на которые он
отвечает только «да» или «нет».
◈ Ребенок, угадавший, что находится в
мешке, получает его содержимое в подарок.
Что за
книга?
Количество
играющих: 1-6 человек.
◈ Задумайте книгу, сказку или рассказ,
которые все дети знают и любят, и дайте им какой-то намек или небольшую
подсказку. Например, если эта книга про Винни- Пуха, скажите, что в задуманной
книжке есть один симпатичный толстячок.
◈ Попросите, чтобы дети угадали и назвали
сказку или рассказ, задавая о них такие вопросы, на которые можно отвечать
только «да» или «нет».
◈ Даже если дети быстро угадают задуманную
вами книгу, в любом случае призывайте их задавать уточняющие вопросы.
◈ Формулирование вопросов поможет им лучше
вспомнить эту книгу или сказку, а также будет способствовать развитию речевых
навыков.
Новые
сказки
Вариант 1
◈ Расспросите детей, какие сказки они
знают и любят. Выберите одну из сказок и предложите ее переделать, рассказывая
ее по очереди и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое.
◈ Например: «Жил-был мальчик, которого
звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: "Сходи-ка,
сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты" Пошел Желтый Беретик, а
навстречу ему медведь...» и т. д.
Вариант 2
◈ Подумайте о том, какими способами можно
изменить сказки и прочие истории, знакомые детям.
◈ Например, в сказке про Белоснежку
замените злую мачеху на добрую. Спросите, что, по мнению детей, будет делать и
говорить эта хорошая, добрая мачеха. Замените Золушку на мальчика и дайте ему
волшебного опекуна. Соответственно измените диалог и события.
◈ Все эти замечательные эксперименты
развивают в детях творческий потенциал, показывая им, каким образом можно
посмотреть на нечто хорошо знакомое с новой точки зрения, помогают детям
совершенствовать повествовательную речь, умение выстраивать диалоги.
Измененные
голоса
◈ Выберите какую-то простую фразу,
например: «Я люблю блинчики» — и произносите ее различными способами. Например,
зажав нос, или сложив свои руки чашечкой вокруг рта, или поджав губы, или положив
руку поверх рта, или пропойте ее.
Отправимся
за покупками
Количество
играющих: 1 -6 человек.
Инвентарь:
можно использовать секундомер или песочные часы.
◈ Спросите детей, в каких магазинах они
любят делать покупки. Возможно, это магазин игрушек, зоомагазин, универсам и
книжный магазин.
◈ Выберите магазин, в который вы якобы
сейчас отправитесь делать покупки. По команде «Начали» засеките, сколько разных
вещей ребенок сможет назвать и найти в этом магазине за минуту.
◈ Игра помогает детям усвоить большое
количество слов.
Я знаю пять
имен девочек...
Количество
играющих: 2-4 человека.
Инвентарь:
мяч.
◈ Дети по очереди бьют мяч об пол и в такт
ударам говорят: «Я знаю пять имен девочек... (перечисляют)», «Я знаю пять имен
мальчиков... (перечисляют)», «Я знаю пять овощей...» и т. д.
◈ Имена и названия различных объектов не
должны повторяться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий